Вячеслав Иванович Иванов
Вячеслав Иванович Иванов. Биография
1866 - 1949
Страна: Россия
Родился 16 (28) февраля 1866 года в Москве.
Отец - землемер, мать из духовного рода.
Окончив в 1886 году два курса историко-филологического факультета Московского университета, Иванов уехал в Берлин. Там он продолжил образование под руководством знаменитого историка Моммзена, специалиста по древнему Риму. Там же, в Берлине, защитил диссертацию - об откупах в Древнем Риме. Но истинной страстью Иванова до конца жизни оставалась древняя Греция. Он любил ее язык, много путешествовал, собирая материалы об эллинском культе Диониса, давшем когда-то начало театру трагедии. В 1904 году в журнале «Новый путь» появилось известное исследование Иванова «Эллинская религия страдающего бога», а в 1905 году в «Вопросах жизни» - «Религия Диониса».
Как поэт выступил в 1903 году, когда ему уже исполнилось тридцать шесть лет. Книга лирики «Кормчие звезды», прошла, в общем, незамеченной, но следующая - «Прозрачность» (1904)- сразу ввела Иванова в круг поэтов-символистов. В своих стихах намеренно употреблял архаичный словарь, писал, по словам одного критика, «заржавленным» языком. Но делал это Иванов с величайшим искусством. Он строил свой поэтический мир, стараясь как можно точнее и гармоничнее выявить божественную сущность вещей, раскрыть тайны символов. Он был глубоко убежден, что в любом талантливом произведении искусства живет, прежде всего, скрытая музыка. «И это не потому только,- писал он,- что ему (произведению искусства) необходимо присущи ритм и внутреннее движение; но сама душа искусства музыкальна. Истинное содержание художественного изображения всегда шире его предмета. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объемлет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова. Чтобы произведение искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижность и неизмеримость его конечного смысла. Отсюда - устремление к неизреченному, составляющее душу и жизнь эстетического наслаждения, и эта воля, этот порыв - музыка» Лучше всего выявлению скрытой музыки, считал Иванов, соответствует театр мистерий, где все зрители сами становятся участниками действия, непосредственно приобщаясь к мифотворчеству. В созидании будущего надчеловеческого искусства, считал Иванов, будут участвовать все люди планеты.
«Читатель, приступающий к этому поэту,- писал Пяст,- чувствует себя как-то удивительно странно. Где то, что он привык видеть и слышать в литературе, как и в жизни? Где все окружающие его изо дня в день предметы? Он их привык встречать на каждом шагу, и, право, без присутствия их, хотя бы молчаливого, скрытого в заднем плане стихотворения,- в начале обойтись не может. Скажет Пушкин: «Я помню чудное мгновенье» - и во всем стихотворении не упомянет ни одной вещи из наличной, окружающей это мгновенье обстановки, но никому и в голову не придет спросить себя, где это происходило. Отнюдь не потому, чтобы это было для нас не важно, но потому что где-то между строчек эта обстановка вошла в это стихотворение. Ничего подобного не найдет он у Вячеслава Иванова. Стихи его «видны насквозь». В них самих нет заграждающего зрение заднего фона»
С внутренней «темностью» стихов Иванова связано множество анекдотов; вот один. Однажды Великий князь Константин (писавший стихи под прозрачным псевдонимом К. Р. ), обходя строй Петербургского кадетского корпуса, увидел среди кадетов приемного сына В. Иванова - Костю Шварлсалона.- «Поэт Вячеслав Иванов твой отчим?» - «Так точно, Ваше императорское высочество».- «Ты читал его стихи?» - «Так точно, Ваше императорское высочество».- «Ты понял их?» - «Так точно, Ваше императорское высочество».- «Значит, ты умнее меня,- покачал головой Великий князь.- Я ничего не понял».
«Вячеслава Иванова,- писал Маковский,- я знал с 1903 года, когда из Италии он приехал в Петербург и выпустил Кормчие звезды". Первая его жена Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал принимала вместе с ним весь передовой» Петербург в верхнем этаже дома на Таврической улице, в так называемой башне". Почт