Главная / Владимир Сергеевич Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьев

Владимир Сергеевич Соловьев. Биография

16.1.1853 - 31.7.1900

Страна: Россия

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - русский религиозный философ, поэт, публицист.
Основные произведения Соловьева - «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1878), «Критика отвлеченных начал» (1880), «История и будущность теократии» (1887), «Жизненная драма Платона» (1888), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Смысл любви» (1892-1884), «Оправдание добра» (1897-1899), «Три разговора» (1900).
Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева. Отец отличался строгостью и непререкаемым авторитетом. Со стороны матери Поликсены Владимировны Соловьев принадлежал к украино-польской фамилии, приходился родственником мыслителю Григорию Сковороде. Философ гордился своим пращуром, считал, что унаследовал от него свою духовность. Всего в семье Соловьевых было двенадцать детей.
В юные годы ничто не выдавало в Соловьеве будущего религиозного мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. С 1864 года Владимир учился в московской 5-й гимназии. Окончил он ее с золотой медалью, и его имя занесли на гимназическую Золотую доску.
В 1869 году Соловьев поступает в Московский университет, по желанию отца - на историко-филологический факультет, но в том же году переходит на физико-математический. Способностями и интересом к физике и математике будущий философ не обладал, поэтому он провалил экзамен на втором курсе. Постепенно накапливалось разочарование в естественных науках вообще. «Это знание, - писал он в октябре 1871 года своей кузине Кате Романовой, в которую был влюблен, - само по себе совершенно пустое и призрачное. Достойны изучения сами по себе только человеческая природа и жизнь, а их всего лучше можно узнать в истинно поэтических произведениях".
В конце концов Соловьев решает покинуть физико-математическое отделение и сдать экстерном на историко-филологическое. Свое намерение он осуществляет в 1873 году. В это же время он пережил неудачный любовный опыт. В автобиографической повести «На заре туманной юности» Соловьев описал объяснение с двоюродной сестрой Катей Романовой, на которой собирался жениться. Выслушав его страстные слова, перемешанные с призывом идти по пути самоотрицания воли, она ответила спокойным и твердым отказом.
Еще до разрыва с Катей, в 1874 году, Соловьев поступил вольным слушателем в Духовную академию. Тогда же он сделал уверенные шаги в стихосложении.
На одаренного юношу обратил внимание профессор Московского университета П. Юркевич, высоко оценивший соловьевский перевод Канта. Он увидел в Соловьеве своего преемника по кафедре философии и взял его под свое покровительство, предложив защищать диссертацию.
Для защиты пришлось отправиться в Петербург. Состоялась она 24 ноября 1874 года. Диссертация называлась «Кризис западной философии (против позитивистов)".
Здесь впервые Владимир Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства, синтеза западной и восточной культур, которую пронесет через всю жизнь.
В январе 1875 года, едва отметив свое 22-летие, Соловьев уже стоял на кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии. Его покровитель Юркевич незадолго до того скончался, и в соответствии с волей покойного его преемником стал молодой доцент. Одновременно Соловьев преподавал на женских курсах Герье.
Вскоре он подал прошение о заграничной командировке и в июле 1875 года приступил к изучению древних историко-философских текстов в Британском музее. Московский университет отправил Соловьева в Англию для изучения в Британском музее гностической и средневековой философии.
Отметим одно важное для понимания судьбы Соловьева обстоятельство: он был визионер, ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную премудрость - Софию. Уже будучи кандидатом, а затем магистром философии, он увлекался спиритизмом, веря, но и не веря в то, что происходило во время сеансов. Когда ему явился дух покойного Юркевича, сомнения, казалось, рассеялись полностью. Но, оказавшись в Лондоне и отправившись к тамошним спиритам, он обнаружил шарлатанство. В Британском музее, забывая обедать, днями сидел он над книгами о каббале, вел таинственные записи.
С рекомендательным письмом к министру внутренних дел и русскому консулу он отправился в Египет. Осмотрел там местные достопримечательности. В пустыне однажды наткнулся на бедуинов, в темноте принявших его (разгуливавшего среди песков в цилиндре) за сатану и чуть не убивших его. И вскоре пережил новую встречу с Софией. Об этом речь идет не только в «Трех свиданиях", но и в написанном стихотворении. В Каире, где Соловьев провел всю зиму, он начал писать диалог «София", в котором философ беседует с самой мудростью (Софией).
Вернувшись в Россию (через Сорренто, Ниццу, Париж), Соловьев занялся систематизацией своих идей. Осенью 1876 года он читал в Московском университете курс логики и истории философии. Одновременно работал над произведением «Философские основы цельного знания", которое намеревался защитить в качестве докторской диссертации и публиковал по частям в периодике.
В 1877 году в журнале «Русский вестник» Соловьев начал публиковать новую работу - «Критика отвлеченных начал", которую через три года защитил в качестве докторской диссертации. Защита прошла в Петербурге без каких-либо осложнений, Соловьев стал доктором философии. Московский университет он покинул еще в феврале 1877 года. Летом того же года отправился на театр военных действий с Турцией в качестве корреспондента. Он приобрел даже револьвер, пользоваться которым ему, разумеется, не пришлось: на передовую он так и не попал.
В начале 1878 года он читал цикл лекций по философии религии, который при публикации получил название «Лекции о богочеловечестве". Лекции имели большой успех, вся образованная столица съезжалась «на Соловьева". По свидетельству Достоевского, чтения посещались «чуть ли не тысячною толпою". Бывал на них и Лев Толстой. С Достоевским Соловьев подружился (они вместе совершат поездку в Оптину пустынь). Владимир Соловьев вдохновил Достоевского на создание образа Алеши Карамазова в романе «Братья Карамазовы». Отношения с Соловьева с Толстым остались прохладными. Однако влияние книги Соловьева «Смысл любви», можно проследить в повести Л. Толстого «Крейцерова соната» (1889).
Соловьев преподавал в Петербургском университете. После защиты докторской он имеет право на профессуру, но его по-прежнему держат в приват-доцентах. Вскоре он отказался от академической деятельности (так и не став профессором) - после того, как он выступил в защиту цареубийц. Когда заканчивался судебный процесс, Соловьев в публичной лекции обратился к Александру III с призывом помиловать участников покушения на его отца. На следующий день его пригласили к градоначальнику и потребовали объяснений. Дело приняло серьезный оборот, доложили царю. Государь распорядился сделать философу внушение и велел ему некоторое время воздержаться от публичных выступлений.
Соловьев переехал в Москву и поселился у матери (отец умер в 1879 году). После возвращения из Египта В. Соловьев познакомился с С. А. Толстой и ее племянницей Софьей Петровной Хитрово. К замужней Хитрово Соловьев питал серьезные чувства и готов был на ней жениться. Но она, весьма ласково относившаяся к Соловьеву, тем не менее, отказывала ему во взаимности, не желая разводиться со своим мужем. Любовь эта продолжалась более десяти лет, но так и не дошла до бракосочетания.
Соловьев задумывает трехтомный труд о защите католицизма, но по разным причинам вышли только труды «История и будущность теократии» (1885-1887) и «Россия и вселенская церковь", написанная и изданная в Париже на французском языке в 1888 году. Двумя годами раньше Соловьев совершил поездку в Хорватию. Тамошний католический епископ Штроссмайер, узнав об идеях Соловьева, пригласил его в Зафеб (в этом городе и ныне в память о визите русского философа есть улица Соловьева). Здесь Соловьев в виде письма к Штроссмайеру создает своего рода меморандум об объединении церквей. Он попал в руки папы Льва XIII и заслужил его одобрение. Но дальше этого дело не пошло.
Русское духовенство и славянофилы возмущены Соловьевым. Его произведения на религиозные темы были запрещены в России. Но и за границей он так и не получил поддержки. Разочарованный, одинокий вернулся Соловьев из Франции на родину. Включившись в дискуссию о судьбах русского народа, Соловьев выступил против двух крайних позиций - «крепостников» и «народопоклонников".
Внутренняя и внешняя духовность удивительным образом совмещались у него с веселым нравом, с постоянной шутливостью, с любовью к своим и чужим анекдотам, с шуточными произведениями, занимающими далеко не последнее место в сборнике его стихотворений.
Одевался он во что попало и по забывчивости даже выходил на улицу в красном одеяле, которым укрывался ночью. Философ часто имел при себе палку с оленьими рогами, принадлежавшую раньше А. К. Толстому и подаренную Вл. Соловьеву вдовой поэта С. А. Толстой. От него всегда пахло скипидаром, так как это был его любимый запах. Он не любил и не знал изобразительных искусств, музыки и театра, но зато страстно любил стихи. Кроме того, он любил шахматы.
Вторую половину 1893 года Соловьев провел за границей - Швеция, Шотландия, Франция. Вернувшись на родину, приступил к созданию главного своего труда - «Оправдание добра". За «Оправданием добра» должен был последовать оставшийся ненаписанным труд «Оправдание истины".
В «Краткой повести об Антихристе", венчающей его последнее крупное произведение «Три разговора» (1900), Соловьев обстоятельно, языком газетного репортажа повествует о завоевании Европы желтой расой. Предчувствие катастрофы не покидало мыслителя. После «Трех разговоров» посмертно вышла небольшая заметка «По поводу последних событий» - своего рода духовное завещание философа. «Историческая драма сыграна, и остался еще один эпилог, который, впрочем, как у Ибсена, может растянуться на пять актов. Но содержание их в сущности известно".
В 1896 году умер муж Софьи Петровны Хитрово. Соловьев, переживший перед этим увлечение С. М. Мартыновой, сохранил теплое чувство и к Софье Петровне. Он сделал ей предложение, но получил отказ. Они остались друзьями, и Соловьев, не изменивший своим бродячим привычкам, часто гостил в ее имении.
Весной 1898 года Соловьев неожиданно отправился в Египет. Его путь лежал через Константинополь. В море его мучают галлюцинации. Войдя однажды в каюту, Соловьев увидел мохнатое чудовище. Дело было на Пасху, и Соловьев заметил дьяволу: «А ты знаешь, что Христос воскрес`?» С криком «Воскрес-то он воскрес, а тебя я все-таки доконаю!", черт бросился на Соловьева. Философа нашли без чувств на полу каюты. В Петербурге ему пришлось обратиться к психиатру.
Соловьев планировал из Египта поехать в Палестину. Денег, однако, не хватило (философ не умел их считать, он их не тратил, а просто раздавал). Весной следующего года он побывал на Ривьере, затем в Швейцарии. Некоторое время прожив в Петербурге, Соловьев приехал в Москву. Осенью вернулся в Петербург. Здоровье его все слабело. Работал он по-прежнему много, однако многие планы остались невыполненными. Лето 1900 года застало его в имении С. П. Хитрово Пустынька. В июне он уже был в Москве, намереваясь затем посетить сестру в Калужской губернии и друга в Тамбовской. В Москве ему стало плохо, с трудом добрался он до имения князя Е. Н. Трубецкого Узкое. Здесь, проболев две недели (диагноз - полнейшее истощение, склероз, цирроз почек, уремия), Владимир Соловьев скончался 31 июля 1900 года. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.
Так безвременно оборвалась жизнь человека, которому едва было 47 лет и который отличался небывалой силой философской мысли, небывалым владением мировой философией и напряженной духовной жизнью.
Владимир Соловьёв — один из самых заметных русских поэтов 1880—1890-х годов, автор проникнутой его взглядами философской лирики, поэмы «Три свидания». Он считается одним из предтеч русского символизма 1900-х годов, во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов. Интересно, что когда в 1894—1895 гг. Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на их стиль. Чувство юмора и сатиры вообще развито в поэзии Соловьёва, проникая даже в «Три свидания»; он автор многочисленных эпиграмм и шуточных пьес. С молодости он занимался сочинением абсурдных стихотворений вместе со своим другом художником Ф. Л. Соллогубом.

Реклама

Расслабляющий массаж в Минске